• Интервью/
  • Дмитрий Андронов: сейчас выгодно покупать «вторичку», и ни в коем случае не «первичку»

Дмитрий Андронов: сейчас выгодно покупать «вторичку», и ни в коем случае не «первичку»

 В связи с разразившимся кризисом большинство наших сограждан стараются хоть как-нибудь сохранить свои сбережения. На проводимые соц.опросы всеми СМИ на тему: «Куда бы Вы вложили деньги?» большая часть россиян отвечает: «В недвижимость». Но, опять же, те же СМИ то пугают безумным ростом цен, то «обвалом» рынка... Так какие изменения в ценовой политике на рынке стоит все-таки ждать? RealtyPress обратился за комментариями  к профессиональным участникам рынка. И сегодня на наши вопросы  отвечает Дмитрий Андронов, Директор Центра стратегических исследований и национальных жилищных инициатив УK «МУЛЬТИБРОКЕР».

Добрый день, скажите, пожалуйста, что происходит сейчас на вторичном рынке недвижимости?

На вторичном рынке сейчас резко упали цены на трехкомнатные и двухкомнатные квартиры. За неделю, в период с 5 по 11 ноября 2008 г., цены на типовые двухкомнатные квартиры упали колоссально – почти на 2 млн руб. (до 8.5 млн руб.)! Существенно снизились также цены на типовые «трешки» - на 1 млн руб. (до 12 млн руб.). Наименьшее, весьма незначительное падениепродемонстрировали типовые «однушки» - на 100 000 руб. (до 6,5 млн руб.). Важно отметить, что цены на типовые московские квартиры в долларовом эквиваленте снизились соответственно.

Основным объяснением такого резкого и заметного снижения цен на столичные двухкомнатные и трехкомнатные квартиры является то, что оба этих сегмента буквально до последней недели демонстрировали существенный рост, притом неоправданный. Сейчас же «ценники» снизились до адекватных показателей и остановились на уровне конца сентября текущего года. Ситуация с типовыми однокомнатными квартирами, наиболее доступными сегодня массовому населению, в последние месяцы существенно не менялась, поэтому нынешнее обрушение цен данный сектор рынка почти не затронуло.

При этом надо учитывать, что спрос на квартиры вообще в последнее время сильно упал и при осмотре возможен торг («Мультиброкер» фиксирует цены официального предложения).
 

 А если говорить о новостройках?

Если анализировать цену предложения, то ситуация аналогична вторичному рынку – в сегменте «однушек» цены стабильны или немного снижаются, в сегментах «двушек» и трешек недавно наблюдались небольшие движения вверх, а сейчас цены также направлены в сторону снижения.

По прогнозам специалистов «Мультиброкера», цены на недострой (дома, не сданные госкомиссии) к концу текущего года упадут в среднем на 30% (если не вмешается государство с финансовой поддержкой застройщиков, что может сдержать падение цен), а на жилье – останутся на текущем уровне с тенденцией к повышению в пределах инфляции.

Продавцы сейчас делают всевозможные маркетинговые ходы для реализации своих объектов. Сейчас идут в ход различные программы скидок и подарков, в результате которых скидка может составлять 5-10% от стоимости недостроенной квартиры. Такую же скидку можно получить в настоящее время в ходе торга. Особо значительными могут быть скидки для покупателей, которые готовы оплатить наличными полную стоимость квартиры.

Существует ли разница между рынком недвижимости Москвы и регионов?

Существует. Москва является крупнейшим финансовым центром РФ, здесь больше возможностей зарабатывать и, как следствие, более высокий спрос на жилье. И, что даже более важно, он более стабилен.

 Разумеется, мы не можем обойти тему ипотеки, если говорить об ипотечном кредитовании, как дальше будут развиваться события?

Кредитов с 0-5% первоначальным взносом на рынке не будет ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем. Ставки в обозримом будущем также останутся на достаточно высоком уровне. А кто вообще сказал, что ипотека должна быть дешевой? Единственный фактор, который может существенно улучшить ситуацию с ипотекой – государственное вмешательство, так как банкам сейчас просто невыгодно выдавать столь длинные кредиты, как жилищные.

Подведем итог, так стоит ли сейчас покупать недвижимость?

Безусловно – «вторичку», и ни в коем случае не «первичку». «Мультиброкер» уже около двух месяцев вообще не работает с недостроем. Покупать его стало невыгодно по каким бы то ни было показателям: такие объекты стоят столько же, сколько и «вторичка», и при этом требуются огромные дополнительные вложения для «доведения их до ума», то есть до пригодности к проживанию. Кроме того, весь период «ожидания ключей» и последующего ремонта придется снимать квартиру и, возможно, вносить еще и ипотечные платежи. Не говоря уж о том, что в настоящее время подавляющее большинство девелоперских проектов заморожено, так что сроки окончания строительства, и так вечно срывающиеся, вообще под большим вопросом. Поэтому «Мультиброкер», защищая интересы своих клиентов и желая уберечь их от невыгодной покупки, сопровождает кредитные сделки только с готовым, сданным госкомиссии жильем.

Другое дело, вторичное жилье. Это выгодная покупка не только для того, чтобы улучшить свои жилищные условия, но как инвестиция. Финансовый рынок сейчас опасен, а вторичная недвижимость – всегда необходимый и востребованный народом товар. Но. Неплохой вариант – инвестировать во «вторичку» на срок 5-7 лет и больше. Если меньше - то есть вероятность не только ничего не заработать, но и потерять вложения.

Леся Хихлич, RealtyPress.ru

 



Ключевые понятия:
Как сохранить сбережения в кризис
ИНТЕРВЬЮ
Ильшат Нигматуллин: «В кризис выживет тот, кто будет умнее, мудрее, кто будет честно бороться за каждого клиента»
Ильшат Нигматуллин: «В кризис выживет тот, кто будет умнее, мудрее, кто будет честно бороться за каждого клиента» Сложившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы в ситуацию на рынке новостроек Москвы и Подмосковья. Какие сюрпризы рынку недвижимости может преподнести нынешний кризис и как обойти его острые углы — разъясняет председатель совета директоров группы компаний «Гранель Групп» Ильшат Нигматуллин. >>>>>

Строительная компания Л1 - как покупают квартиры в кризис?
Строительная компания Л1 - как покупают квартиры в кризис? О том, как они справляются с кризисом, рассказывает представитель компании Л1 (ЛЭК). >>>>>

Эдуард Джегутанов: «Мы предлагаем людям то, что им действительно нужно»
Эдуард Джегутанов: «Мы предлагаем людям то, что им действительно нужно» Интервью с директором по маркетингу и рекламе компании «Сабидом» Маркетинг – это основной инструмент продаж, который учитывает особенности продукта и предлагает его в зависимости от потребностей покупателей. Работа с таунхаусами подразумевает ряд особенностей маркетинговой стратегии. >>>>>