• Статьи/
  • Консьерж в подъезде. Показатель престижа или практическая польза?

Консьерж в подъезде. Показатель престижа или практическая польза?

Повадки и внешний вид многих консьержей наводит на мысли о том, что польза от их присутствия весьма сомнительна. Во время продажи (или аренды) квартиры наличие в подъезде консьержа воспринимается как дополнительное преимущество, повышает престижность объекта недвижимости. Но при этом многие владельцы квартир вообще не понимают, почему нужно платить человеку, который, казалось бы, ничем полезным не занимается. В данной статье эксперты портала RealtyPress.ru рассматривают смысл работы консьержа, то, как эта идея бывает реализована на практике, а также целесообразность содержания консьержа.

Видимая часть работы консьержа

Работа консьержа заключается в том, чтобы следить за порядком в подъезде. То есть, человек, непрерывно находящийся в специальном помещении, наблюдает за порядком на этажной площадке первого этажа, и смотрит – кто заходит в подъезд. Если в подъезд пытаются пройти посторонние, консьерж обращается к ним с уточняющим вопросом о том, в какую квартиру направляется посетитель, и если, по его информации в этой квартире никого нет, консьерж просит посетителя зайти в другой раз. Это видимая часть работы консьержа, которой, к сожалению, деятельность данного работника часто и ограничивается.

Идея работы консьержа

консьержКроме перечисленного, смысл присутствия консьержа на рабочем месте также заключается в оперативном взаимодействии с сотрудниками управляющей компании по целому ряду вопросов. Так, если по каким-то причинам не работает лифт, площадь требует уборки, вышел из строя механизм открывания входных дверей, консьерж сообщает об этом сотрудникам УК. При возникновении проблем с инженерными системами (пропало электричество, горячая или холодная вода) жильцам достаточно известить консьержа, который располагает контактными телефонами ответственных лиц, которые максимально оперативно предпримут действия для устранения возникшей проблемы.

Кроме того, консьерж в определенной мере способствует повышению уровня безопасности подъезда. Если посторонние лица пытаются пройти в квартиру, где сейчас никого нет или пытаются вынести из подъезда какие-либо предметы, консьерж запоминает приметы и звонит в правоохранительные органы (или в частную службу охраны, с которой сотрудничает управляющая компаний). Другими словами, консьерж представляет потенциальную опасность для злоумышленников, поскольку может вызвать полицию или впоследствии их опознать во время следствия. Соответственно, подъезд, где сидит консьерж, не станет местом распития спиртных напитков неустановленными лицами, драк, актов вандализма и прочих безобразий.

В случае возгорания в квартире (в консьержке иногда размещают пульты противопожарной сигнализации) или иной ситуации, которая может привести к серьезным последствиям, консьерж оперативно оповещает соответствующие службы, звонит в управляющую компанию. Также консьерж выполняет функции информационного источника, доводя до сведения жильцов решения или намерения управляющей компании, сообщает о месте и времени проведения собраний жильцов, а также вопросов, которые будут рассматриваться.

Вообще, на любые случаи у консьержа должны быть контактные телефоны владельцев всех квартир, а если они находятся в отъезде, то людей, которые могут выступать представителями хозяев при наступления нештатных ситуаций (например, возникновение пожара, затопления соседей, пр.). Все перечисленное, естественно, способно существенно повысить комфорт проживания жителей подъезда, поэтому и престиж домов, где организована служба консьержей, значительно выше.

Взаимодействие консьержа с жильцами

Однако консьерж не может функционировать автономно и незаметно нести свою службу на благо жильцов. Естественно, присутствует необходимость в коммуникации данного работника с жильцами. Так, если владелец квартиры приглашает определенное количество гостей по случаю какого-либо события, ему нужно оповестить консьержа, в противном случае продолжительные расспросы могут быть неприятными для гостей. В случае, например, необходимости выноса замены мебели консьерж также должен об этом знать, иначе незнакомые люди, выносящие из подъезда вещи, могут вызвать подозрения (и, соответственно, оперативный приезд сотрудников службы охраны).

Кроме того, консьерж должен знать, если квартира сдается в аренду. С одной стороны, это упростит его общение с новыми жильцами, а с другой стороны, владелец квартиры сможет получать информацию относительно того, кто является посетителями сданной квартиры, в каком количестве (и в каком виде) приходят эти посетители. Кроме того, если на время аренды жильцам предоставляется один или два ключа от квартиры, в то время, как количество жильцов больше, чем ключей, то ключи при уходе квартирантов могут быть оставлены у консьержа.

Впрочем, коммуникации с консьержем могут дать жильцу определенные преимущества. Например, консьержу можно сообщить о своем отъезде на время отпуска, что является дополнительной мерой безопасности – консьерж до приезда владельца квартиры не будет пускать никого, кроме того, он может забирать почту из почтового ящика и сообщать хозяину в том случае, если его квартирой начинают активно интересоваться. Если в отсутствие хозяина должен появиться гость, а при этом хозяин знает, что может задержаться на определенное время, оставленный у консьержа ключ поможет избежать не очень приятной для гостя (и хозяина) ситуации. Не говоря уже о том, что в отсутствии хозяина у консьержа можно оставить принесенное курьером письмо, посылку, пр.

Неудачная реализация идеи

Перечисленные выше возможности зачастую наталкиваются на неудачную реализацию, что является наглядным примером того, как любая хорошая идея теряет смысл при неправильной организации. Основные причины того, что консьерж часто не выполняет и половины того, что, казалось бы, мог делать для жильцов, весьма банальны. Одной причиной является весьма небольшая заработная плата, которая предлагается по данной вакансии, а следующая причина напрямую зависит от первой – ща небольшую зарплату готовы работать люди с ограниченными возможностями.

Речь не идет о принятии на работу лиц, которые не могут ее выполнять по состоянию здоровья, скорее, дело в возрастных ограничениях, должность консьержа занимают, как правило, пожилые люди. Если же консьержем становится представитель средней возрастной группы, это автоматически означает, что он по различным причинам не способен делать работу, которая принесла бы ему большую прибыль. Как в первом, так и во втором случае, люди обычно не дорожат низкооплачиваемой работой и стараются свести свои действия к минимальным требованиям рабочих инструкций, а иногда с удовольствием игнорируют часть своих обязанностей.

При этом нарушения часто не становятся причиной увольнений или применения различных взысканий, в том числе штрафов, поскольку управляющей компании (а именно в ее функции входит подбор соответствующего персонала) просто неохота брать на себя лишний труд. Конечно, до тех пор, пока количество жалоб, поступающих от жильцов, не заставит сменить консьержа. Кроме того, смена работника вовсе не означает, что ему на смену придет более ответственный и внимательный к нуждам жильцов дома консьерж.

Все это приводит к тому, что жильцы недовольны работой консьержа и ставят под сомнение необходимость его присутствия в подъезде и, следовательно, необходимость оплачивать это присутствие. Кроме того, некоторые жильцы полагают, что им вовсе не нужны услуги консьержа, защитой от злоумышленников вполне может служить хорошая бронированная дверь, а при каких-либо сбоях в работе инженерных систем они и сами в состоянии набрать нужный номер.

А в некоторых случаях вопрос необходимости консьержа решает величина суммы, взымаемой с каждой квартиры в подъезде. Например, если это подъезд пятнадцатиэтажного дома, то размер ежемесячного взноса на оплату консьержа не вызовет вопросов со стороны жильцов, а если речь идет о консьерже в подъезде семиэтажного дома, то требования жильцов к кругу обязанностей консьержа, а также к качеству их выполнения будут весьма серьезными.

Таким образом, чаще всего дело заключается не в самой идее, а в том, как организована работа консьержа. Иногда достаточно просто уволить грубого и ленивого работника, пригласив на его место более консьержа, который будет более ответственно относиться к своим обязанностям. В ряде случаев нужно полностью пересмотреть схемы контроля работы консьержа и круг обязанностей.

Кто нанимает и содержит консьержа?

консьерж3Принимать решение о том, нужен в подъезде консьерж или не нужен, должны сами жильцы, управляющая компания не может навязать эту услугу, если жильцы не согласны. Инициатива относительно введения должности консьержа может исходить как от любого собственника квартиры в этом подъезде (согласно п. 2 ст. 45 Жилищного Кодекса РФ), так и от управляющей компании.

Для принятия соответствующего решения необходимо проведение общего собрания жильцов, при этом, согласно ЖК РФ, решение может считаться принятым в том случае, если проголосовало большинство присутствующих на собрании. Однако если на собрание пришло менее половины собственников, решение приниматься не может.

Принятое решение должно быть документально оформлено, в протоколе собрания должен присутствовать список собственников, и проставлены подписи каждого из них.



Ключевые понятия:
Аренда жилья, Управление многоквартирным домом, Управляющая компания ЖКХ
НОВОСТИ Все новости