• Интервью/
  • Юлия Купко: Рынок ипотеки в России по-прежнему существует

Юлия Купко: Рынок ипотеки в России по-прежнему существует

"Ипотека мертва" - такие заголовки ещё месяц назад можно было встретить в любом СМИ. Realtypress.ru поинтересовался у Юлии Купко, генерального директора финансового супермаркета компании Кредитмарт, насколько можно верить таким заявлениям.

Добрый день, Юлия. Скажите, пожалуйста, «жива» ли ипотека и каковы перспективы этого рынка в 2009 году?

Рынок ипотеки в России по-прежнему существует, кредитные учреждения продолжают предлагать различные кредитные продукты. Доказательством этому служат показатели "Кредитмарт Индекса", ежемесячного аналитического отчета, выпускающегося аналитиками компании Кредитмарт.

Компания Кредитмарт на ежедневной основе получает от банков актуальную информацию по существующим условиям кредитования. Мы знаем банки, которые реально выдают ипотечные кредиты, а не только декларируют свои предложения. Например, согласно "Кредитмарт Индексу. Ипотека" в феврале 2009 г. еще 3 из 25 банков, крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования в России, возобновили предложения ипотечных кредитов на покупку жилья на вторичном рынке, а общее количество банков, предлагающих такие продукты, составило 19 (январь 2009 г.: 16 банков). Одновременно количество банков, предлагающих целевые кредиты под залог имеющегося объекта недвижимости, сократилось с 13 до 12 банков, а количество банков, предлагающих кредиты на покупку дома с землей на вторичном рынке жилья, сократилось с 11 до 9. Изменения в ипотечных программах банков отражают тенденции смещения  потребительского спроса на жилую недвижимость в сторону объектов вторичного рынка, а также усилия банков по повышению качества кредитных портфелей.

Со стороны заемщиков потребность в получении кредита не снижается. Например, оценивая данные ноября-декабря 2008 года, мы зафиксировали существенный интерес потребителей к нашим услугам. Количество ежедневных обращений клиентов выросло примерно в два раза.

Безусловно, в последние месяцы ситуация с выдачей ипотечных кредитов изменилась – некоторые банки сократили ипотечные программы, другие представили новые условия для заемщиков. Но, несмотря на некоторую стагнацию в связи с финансовым кризисом, рынок ипотеки рано или поздно, несомненно, восстановится, произойдет это тогда, когда у населения снова появится уверенность в завтрашнем дне и в стабильности своих доходов. Как только заемщик будет уверен, что его доходы стабильны и в ближайшее время отсутствует риск потерять работу под воздействием внешних факторов, у него появится возможность планировать свой бюджет, в том числе закладывая в него расходы на обслуживание ипотечных кредитов. Аналогичное чувство уверенности должно вернуться и на финансовые рынки. Банки должны опять начать доверять друг другу. Как только уверенность вернется на рынок, заработает рынок межбанковского кредитования, у банков появится возможность фондировать свои ипотечные программы по более выгодным ставкам, и это обязательно приведет к снижению ставок на ипотечные кредиты.

Какие сегменты рынка кредитования будут развиваться активнее других?

В настоящее время в связи с экономическим кризисом интерес к ипотечным продуктам несколько сократился, но это снижение спроса было компенсировано ростом интереса к другим видам кредитования, прежде всего – к потребительским кредитам. В 2009 году ожидается значительный рост данного института кредитования.

Что будет происходить с ценами на рынке недвижимости в наступившем году?

Ожидалось резкое снижение цен на рынке недвижимости в начале 2009 г., но этого не произошло. Наблюдается лишь незначительное снижение цен на жилье в России, начавшееся в 2008 году, которое продолжается и в наступившем году. Трудно предусмотреть, что будет происходить с ценами на недвижимость. В целом, общая негативная макроэкономическая ситуация в стране и в мире предопределяет развитие ситуации на рынке жилья и дальнейшее снижение цен. Однако в зависимости от мер, предпринимаемых федеральными и местными властями для преодоления и уменьшения последствий экономического кризиса и по поддержке строительной отрасли, темпы, длительность и глубина снижения рыночной активности, а, как следствие, снижение цен на рынке жилья могут в дальнейшем сильно варьироваться.

Если было бы точно известно, сколько в апреле будет стоить доллар или баррель нефти, прогноз был бы более долгосрочным. В любом случае основным двигателем рынка всегда остается желание человека улучшить качество своей жизни.

На Ваш взгляд выгодными ли будут инвестиции в недвижимость в 2009г?

Инвестиции в недвижимость всегда были одними из самых выгодных и надежных вложений. Недвижимость, расположенная в хорошем месте, никогда не упадет в цене и всегда будет востребованной.  А тем более сегодня, когда многие желают улучшить свои жилищные условия.

Как оживить российскую ипотеку и жилищное кредитование в условиях снижения доходов граждан? Возможно ли это?

Во-первых, еще раз хочу повторить, что ипотека не умерла – есть достаточное количество банков, которые предлагают и выдают ипотечные кредиты, а также существует спрос на подобные продукты. Если вы спрашиваете, что необходимо сделать, чтобы ипотека развивалась быстрее и стала доступнее в настоящих условиях, то, с моей точки зрения,  для этого должно произойти две вещи. Первое, у населения должна появиться уверенность в завтрашнем дне и стабильности своих доходов в среднесрочной перспективе. Пускай эти доходы снизились по сравнению с докризисным периодом, но если есть понимание, что доходы стабильны и в ближайшее время отсутствует риск потерять работу под воздействием внешних факторов, то в таком случае появляется возможность планировать свой бюджет, в том числе закладывая в него расходы на обслуживание ипотечных кредитов. Второе, аналогичное чувство уверенности должно вернуться на финансовые рынки. Банки должны опять начать доверять друг другу. Как только уверенность вернется на рынок, заработает рынок межбанковского кредитования, у банков появится возможность фондировать свои ипотечные программы по более выгодным ставкам, и это обязательно приведет к снижению ставок на ипотечные кредиты.

Насколько целесообразно сейчас брать кредиты в банках на покупку жилья, насколько это рискованно?

Если у вас есть потребность в улучшении жилищных условий, если ваш доход стабилен, то однозначно стоит брать кредит на покупку жилья. Можно до бесконечности ждать обвала цен на жилье, и так и не дождаться его. Можно ждать, что ставки по ипотечным кредитам упадут, но при этом за это время вырастут цены на жилье. Приведу простой пример: в начале 2000-х ставки на ипотечные кредиты казались заоблачными - 20-25%, но если вы посчитаете, как за это же время выросла стоимость недвижимости, то поймете, что человек, который взял ипотечный кредит 9 лет назад, абсолютно не прогадал. Точно также и сейчас, если у вас есть возможность взять кредит – возьмите его, рано или поздно кризис закончится, возобновится рост цен на недвижимость, изменится ставка ипотечного кредита, и у вас будет возможность рефинансировать вашу ипотеку по более выгодным условиям.

Леся Хихлич, RealtyPress.ru

Читать также:
Лушкин Сергей: недвижимость позволяет сохранить сбережения
Волошина Анна: в 2009 году российский рынок ипотечных кредитов упадет
Иванов Евгений: О текущей ситуации на рынке жилой недвижимости
Алексей Кудрявцев: в настоящее время ипотека оптимальна только для тех, кто проводит альтернативные сделки



ИНТЕРВЬЮ
Ильшат Нигматуллин: «В кризис выживет тот, кто будет умнее, мудрее, кто будет честно бороться за каждого клиента»
Ильшат Нигматуллин: «В кризис выживет тот, кто будет умнее, мудрее, кто будет честно бороться за каждого клиента» Сложившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы в ситуацию на рынке новостроек Москвы и Подмосковья. Какие сюрпризы рынку недвижимости может преподнести нынешний кризис и как обойти его острые углы — разъясняет председатель совета директоров группы компаний «Гранель Групп» Ильшат Нигматуллин. >>>>>

Строительная компания Л1 - как покупают квартиры в кризис?
Строительная компания Л1 - как покупают квартиры в кризис? О том, как они справляются с кризисом, рассказывает представитель компании Л1 (ЛЭК). >>>>>

Эдуард Джегутанов: «Мы предлагаем людям то, что им действительно нужно»
Эдуард Джегутанов: «Мы предлагаем людям то, что им действительно нужно» Интервью с директором по маркетингу и рекламе компании «Сабидом» Маркетинг – это основной инструмент продаж, который учитывает особенности продукта и предлагает его в зависимости от потребностей покупателей. Работа с таунхаусами подразумевает ряд особенностей маркетинговой стратегии. >>>>>